Научный центр психического здоровья проводит широкомасштабное социологическое исследование социально-психологических характеристик работников психиатрических учреждений.
Получены первые результаты исследования
На основе полученных данных специалисты определяют мишени психологической помощи медицинскому и иному персоналу, разрабатывают подходы к оценке профессионального стресса. Они также могут предложить комплекс организационных изменений, — сказала руководитель отдела организации психиатрических служб НЦПЗ Татьяна Александровна Солохина.
Исследователи отдела опросили 1646 сотрудников одной из московских психиатрических больниц, выявив, как они оценивают бремя своей работы, степень удовлетворенности деятельностью учреждения, качество жизни и психологический статус. Один из опросников позволил установить степень когнитивной и аффективной эмпатии сотрудников больницы.
По словам Татьяны Солохиной, уже проанализированы сведения о социально-психологических характеристиках среднего медицинского персонала, построены факторные модели удовлетворенности и бремени, связанные с работой в психиатрических учреждениях, выявлены наиболее значимые параметры, влияющие на организационные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности. К их числу относятся проблемы на интерперсональном, интраперсональном, психоэмоциональном и физическом уровне, способные приводить к профессиональному стрессу и выгоранию. Выявлено, что средний медицинский персонал испытывает стресс умеренного уровня, однако его степень варьируется в зависимости от возраста, стажа, интенсивности контактов с пациентами и некоторых других факторов.
Тренинг способствовал профессиональному росту участников
На основе полученных данных были определены мишени для оказания психологической помощи медицинскому персоналу и проведён тренинг по повышению коммуникативной компетентности специалистов, в котором приняли участие более 60 сотрудников со средним медицинским образованием. Оценка эффективности тренинга свидетельствует о профессиональном росте участников, увеличении объёма знаний, расширении коммуникативных паттернов для взаимодействия с пациентами и членами их семей, а также о повышении когнитивного компонента эмпатии, что важно при развитии партнёрской модели взаимоотношений.
Предварительные результаты исследования свидетельствуют о наличии повышенного уровня стресса у отдельных групп врачей и психологов. Кроме этого, в условиях реформирования системы здравоохранения представляется целесообразным сопоставить эти данные с результатами социологического исследования медицинского персонала, проведённого в 2008 году.
Татьяна Солохина считает, что исследование необходимо продолжить, проанализировав социально-психологические характеристики специалистов с высшим образованием.
Меры психологической поддержки разработаны
Вместе с тем уже сейчас специалисты НЦПЗ готовы предложить меры, направленные на повышение удовлетворенности персонала и снижение профессиональных тягот. Для этого, в частности, они могут рекомендовать организационные решения, способствующие поддержанию комфорта работы, рациональному обустройству рабочего места и эффективному распределению функций.
Предлагаемые меры включают в себя также организацию справедливой системы поощрений, снижение конкуренции и повышение объективности оценок, более тесную сплочённость коллектива, создание благоприятного микроклимата и дополнительную мотивацию работы. Сотрудники центра готовы оказать работникам медучреждений помощь в постановке профессиональных целей и построении карьеры.
Центр также готов внедрять различные меры психологической поддержки специалистов для снижения эмоциональных и физических нагрузок, проводить программы, направленные на улучшение профессиональных навыков и рабочих компетенций, формирование партнёрской модели работы с пациентами и их близкими.