С 3 по 6 ноября 2003 года в г. Минске прошел Международный Конгресс «МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ ХХI ВЕКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ», который организует Белорусский госдарственный педагогический университет им. Максима Танка при поддержке Министерства образования Республики Беларусь.
Цель конгресса: установление профессиональных контактов между специалистами Республики Беларусь, стран Союза Независимых Государств и Международного Сообщества, работающих в области охраны психологического здоровья детей, подростков и молодежи, для обмена практическим опытом и организации международного и междисциплинарного творческого взаимодействия.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ КОНГРЕССА
1. РЕБЕНОК И СЕМЬЯ:
-
семейный контекст развития личности;
-
формирование психологической культуры семьи как условия психологического здоровья его членов;
-
воспитательные технологии в решении проблем ребенка и его семьи;
-
формирование психологической культуры самопознания и самовоспитания на основных этапах онтогенеза;
-
дети, лишенные семьи - проблемы адаптации и социально-психологической реабилитации.
2. РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО:
-
макросоциальные влияния на развитие и адаптацию подрастающего поколения;
-
микросоциум (семья-школа-детская среда) как патогенный и саногенный фактор;
-
взаимосвязь психологического здоровья и психологической культуры личности;
-
культурно-психологические и здоровье сберегающие аспекты межличностного социально-педагогического взаимодействия;
-
культурно-психологические и здоровье сберегающие аспекты оценочной деятельности взрослых;
-
молодежное волонтерское движение как общественная модель сохранения социально-психологического здоровья подрастающего поколения;
-
формирование оптимального отношения человека к своему здоровью на основных этапах жизненного пути.
-
социально-психологические аспекты полоролевой идентификации детей и подростков.
3. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ:
-
психолого-педагогические и психопатологические аспекты адаптации ребенка в учреждениях образования;
-
общие и парциальные задержки психического развития - патопсихология, психопатология, коррекционная педагогика;
-
аутистические и парааутистические расстройства - диагностика, коррекция, абилитация;
-
психология, психиатрия и коррекционная педагогика раннего возраста;
-
возрастная психопатология - вопросы комплексной профилактики и диагностики.
4. ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ И СЕМЬЕ В СОХРАНЕНИИ И ВОССТАНОВЛЕНИИ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ:
-
культурно-психологические аспекты лечебной педагогики, психотерапевтических технологий и консультативной работы;
-
социально-психологические истоки аддиктивного поведения детей и подростков, психолого-педагогическая, медикаментозная коррекция и социотерапия;
-
ВИЧ-инфицирование у детей и подростков: профилактика и реабилитация;
-
девиантное и делинквентное поведение несовершеннолетних: патогенетические и коррекционно-реабилитационные аспекты;
-
помощь детям в экстремальных ситуациях и военных конфликтах;
-
эффективные модели социально-психологической помощи ребенку и семье;
-
социально-психологическая реабилитация соматически больных детей и подростков;
-
современная психофармакотерапия в детском и подростковом возрасте;
-
нейропсихология детского возраста: диагностические и коррекционные аспекты;
-
педагогическая, психокоррекционная и социально-реабилитационная работа с семьями психически больных и социально дизадаптированных детей и подростков.
5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ И СЕМЬЕЙ:
-
перспективы международного научно-методического и организационного взаимодействия в решении проблем охраны психического здоровья детей и подростков;
-
современные подходы в подготовке специалистов, занятых в сфере здоровье сберегающей деятельности.
-
междисциплинарная подготовка и взаимодействие педагогов, психологов, работников здравоохранения и социальных педагогов;
-
психогигиенические, психопрофилактические, психокоррекционные и социально-реабилитационные проблемы образовательных учреждений.
-
современное состояние и перспективы организации и нормативно-правового обеспечения психологической и психиатрической помощи детям и подросткам.
6. ОТКРЫТЫЕ ДИСКУССИИ:
-
Профилактика социального сиротства и деинституционализация: современные модели, проблемы и перспективы.
-
Опыт работы, законодательные и профессионально-правовые проблемы детских психологических и кризисных служб различных ведомств и организаций (психолого-педагогические медико-социальные Центры, социальные приюты, Центры реабилитации несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества, и др.).
-
Психолого-педагогическое консультирование и социальная педагогика, психотерапия и психокоррекция - сферы влияния и точки соприкосновения, технологии взаимодействия.
К открытию Конгресса издается сборник материалов (тезисов и докладов, присланных участниками Конгресса), включающий также персональные сведения о специалистах Республики Беларусь, России, стран Союза Независимых Государств и Международного Сообщества, занятых в сфере охраны психологического здоровья детей, подростков и молодежи.
Предложения по проведению секционных заседаний, лекций, круглых столов, тезисы выступлений на русском / белорусском / английском языках (до 3 стр., 30 строк на стр.) в электронном варианте на дискете (редактор Word 95 и выше, шрифт Times New Roman Cyr, размер 14) и в двух экземплярах на бумажном носителе направляются по адресу: Республика Беларусь, 220114, г. Минск, Староборисовский тракт, 15, факультет психологии, ауд. 308, Оргкомитет Конгресса; либо электронным письмом в виде вложения (attachment) по адресу: consult1999@tut.by либо acpp@online.ru.
Материалы, пересылаемые электронной почтой, перед отсылкой необходимо строго проверить на возможность заражения вирусом, т.к. защитная программа при приеме отсекает вложения, подозрительные на заражение вирусом.
Срок подачи программ секционных заседаний, лекций, круглых столов и тезисов до 1 сентября 2003 года
Материалы, поступившие после 1 сентября 2003 г., рассматриваться не будут.
Заявки на участие в работе Конгресса по прилагаемой форме просьба подавать не позже 1 сентября 2003 года
Тел. для справок: +375 17 263 9201; тел./факс +375 17 263 7984.
ОРГКОМИТЕТ
Сопредседатели конгресса:
Ковалева Татьяна Николаевна - заместитель министра образования Республики Беларусь,
Чепурных Елена Евгеньевна - заместитель министра образования Российской Федерации.
Сопредседатели оргкомитета конгресса:
Кухарчик Петр Дмитриевич, ректор Белорусского государственного педагогического университета, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси,
Северный Анатолий Алексеевич - президент Ассоциации детских психиатров и психологов, ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук.
Оргкомитет конгресса:
Бондарь Василий Александрович - кандидат физико-математических наук, доцент, Первый проректор по научной работе и проблемам развития педагогического образования БГПУ,
Игумнов Сергей Александрович - доктор медицинских наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии БГПУ,
Колодич Елена Николаевна - кандидат психологических наук, зав. лаборатории клинической психологии и психологического консультирования БГПУ,
Коптева Светлана Ивановна - кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии БГПУ,
Тихонов Леонид Никанорович - академик Национальной академии наук Беларуси,
Тростанецкая Галина Николаевна - начальник Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования РФ,
Хильченко Валентина Владимировна - главный специалист Министерства образования РФ.
Сопредседатели программной комиссии конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья»:
Коломинский Яков Львович - доктор психологических наук, профессор, научный руководитель факультета психологии БГПУ,
Шевченко Юрий Степанович - доктор медицинских наук, профессор, председатель Московского отделения Ассоциации детских психиатров и психологов, зав. кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования.
Программная комиссия:
Алексина Лидия Ивановна - кандидат психологических наук, декан факультета дефектологии БГПУ,
Венгер Александр Леонидович - доктор психологических наук, профессор (РФ),
Григорьева Наталья Константиновна - главный детский психиатр Министерства здравоохранения РБ,
Грицевич Татьяна Дмитриевна - кандидат психологических наук, доцент, зам. декана факультета психологии БГПУ по науке,
Иовчук Нина Михайловна - доктор медицинских наук, профессор (РФ),
Илешева Розалия Галиевна - доктор медицинских наук, профессор (Казахстан),
Киреев Владимир - председатель Общества экзистенциальной гуманистической терапии (Эстония),
Кузнецов Игорь Валерьевич - доктор медицинских наук, профессор (Украина),
Куниковская Лидия Степановна - кандидат медицинских наук, главный детский психиатр (Молдова),
Лобанов Александр Павлович - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой общей и педагогической психологии БГПУ,
Мартынова Вера Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики БГПУ,
Матуш Лидия Ивановна - начальник отдела лечебно-профилактической помощи матерям и детям Министерства здравоохранения РБ,
Михневич Татьяна Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, декан СПиП БГПУ,
Никитина Любовь Евгеньевна - доктор педагогических наук, зав. Центром проблем дополнительного образования ГНИИ семьи и воспитания (РФ),
Пурас Даниус - директор Центра детской психиатрии и социальной педиатрии (Латвия),
Рускус Йонас - директор Научного психотерапевтического центра (Литва),
Самохвалов Виктор Павлович - доктор медицинских наук, профессор (Украина, Крым),
Сикорский Анатолий Викторович - декан педиатрического факультета Белорусского государственного медицинского университета,
Слепкова Валентина Ивановна - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой прикладной психологии БГПУ,
Финькевич Людмила Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой социальной психологии БГПУ,
Цыркун Надежда Александровна - кандидат психологических наук, член Постоянной комиссии по правам человека и средствам массовой информации Национального собрания РБ.