Клинико-динамические аспекты ранней инвалидности вследствие психических болезней


Андреева Ольга Олеговна
«Клинико-динамические аспекты ранней инвалидности вследствие психических болезней»
14.01.06 - «Психиатрия»
 Медицинские науки
Д 001.028.01
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр психического здоровья» РАМН
115522 Москва, Каширское шоссе, 34
Телефон диссовета: (499) 617-70-65
e-mail: dissovet@psychiatry.ru
Дата защиты диссертации – 14 октября 2013 г.
Дата размещения диссертации на официальном сайте НЦПЗ РАМН – 13 сентября 2013 г.
На правах рукописи

 

 

 

 


АНДРЕЕВА
Ольга Олеговна



КЛИНИКО-ДИНАМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАННЕЙ ИНВАЛИДНОСТИ ВСЛЕДСТВИЕ ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ

 


14.01.06 – психиатрия (медицинские науки)

 



АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени  кандидата медицинских наук

 

 


Москва – 2013г.

 

 

 


Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Научный центр психического здоровья»  Российской академии медицинских наук
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Мазаева Наталья Александровна       доктор медицинских наук, профессор
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:
Корень Евгений Владимирович, кандидат медицинских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Московский научно-исследовательский институт психиатрии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, руководитель отделения психической патологии детского и подросткового возраста 
Ястребов Василий Степанович, доктор медицинских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр психического здоровья» Российской академии медицинских наук, руководитель отдела организации психиатрических служб  
ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Защита состоится «14» октября 2013 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 001.028.01 при Федеральном государственном бюджетном учреждении «Научный центр психического здоровья» Российской академии медицинских наук по адресу: 115522, Москва, Каширское шоссе, дом 34
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБУ «НЦПЗ» РАМН
Автореферат разослан «10» сентября 2013 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
канд. мед. наук                                             Никифорова Ирина Юрьевна 
 

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования

 В докладе ВОЗ о состоянии здравоохранения в мире (2001) подчеркнуто, что психические расстройства поражают более 25% всех людей в определенные периоды их жизни. По частоте инвалидизации психическая патология вышла на 3-е место после легочных и сердечно-сосудистых заболеваний. Инвалиды вследствие психических расстройств и умственной отсталости составили 9,5%  от общего числа инвалидов.
Психические заболевания относятся к кругу патологий, которые склонны к хроническому течению, приводящему к социальной дезадаптации и инвалидности. При этом значительный процент составляют случаи, когда  несостоятельность обнаруживается уже в раннем детском и подростковом возрасте. Прогноз ранней инвалидности вследствие психических болезней и умственной отсталости принято считать неблагоприятным, поскольку большинство инвалидов по достижении 18 лет остаются нетрудоспособными. По данным Карякиной О.И. и Карякиной Т.Н. (1999) 80% инвалидов детства во взрослом возрасте получают I или II группу инвалидности. Хотя более ранние исследования (Асафова А.Г., 1965; Мелехов Д.Е., 1970; Певзнер М.С., Лубовский В.И., 1963; Фрейеров О.Е., 1964) указывают на возможность трудовой адаптации инвалидов детства (в большинстве случаев речь идет об инвалидах вследствие умственной отсталости), последние работы в этой области (И.В.Галанин; 2007; Н.Р.Раич, 2008)  дают менее оптимистичный прогноз, что по-видимому связано с повышением техногенности общества и конкуренции на рынке труда.
Так как дети-инвалиды с психическими отклонениями весьма проблемны для реабилитации, а структура инвалидности детства значительно видоизменена относительно взрослого контингента, работы, посвященные анализу инвалидности в детско-подростковом возрасте, представляются особо  важными.
Актуальность работы обусловлена также ростом числа инвалидов вследствие психических расстройств и умственной отсталости во всех возрастных группах, в том числе у детей и подростков.
Степень разработанности темы исследования
Клинические факторы, определяющие раннюю инвалидность при шизофрении и умственной отсталости, продолжают быть малоизученными. В значительной степени это обусловлено немногочисленностью отечественных катамнестических исследований, анализирующих динамику психических расстройств с раннего возраста до достижения совершеннолетия. Имеющиеся в литературе данные в основном касаются задержек психического развития и умственной отсталости.  Малоизученным остается взаимовлияние клинико-динамических и прочих факторов (экономических, организационных, социально-бытовых, психологических), которые обуславливают формирование инвалидности и динамику ее показателей.
Цели и задачи
Целью настоящего исследования является определение динамики инвалидности вследствие психических болезней и умственной отсталости и анализ факторов, влияющих на социальную адаптацию инвалидов с детства на этапе катамнеза.
Задачи исследования:
1.    Проанализировать распространенность инвалидности детства вследствие психических заболеваний и определить нозологическую структуру детской инвалидности.
2.    Оценить динамику показателей инвалидности при переходе во взрослый возраст.
3.    Провести сравнительный анализ степени социальной дезадаптации инвалидов детства с различной психической патологией.
4.    Выявить факторы, оказывающие влияние на социальную адаптацию инвалидов детства по достижении совершеннолетия.
5.    Проанализировать сроки оформления инвалидности и причины ее несвоевременного получения.
6.    Разработать социотерапевтические подходы и рекомендации по реабилитации инвалидов детства вследствие психических заболеваний и умственной отсталости.
 

Научная новизна
Впервые проведено длительное катамнестическое исследование инвалидов детства с момента первого обращения к психиатру вплоть до достижения ими совершеннолетия; была прослежена динамика инвалидности детства при различной психической патологии. Помимо полученной во взрослом возрасте группы инвалидности, оценивался уровень владения навыками, необходимыми для социальной адаптации;  выявлялась тенденция к необоснованному отказу от инвалидности. Проанализированы причины несвоевременного оформления инвалидности и его влияния на последующую социальную адаптацию детей-инвалидов. Выделен ряд факторов (биологических, социальных, организационных), ассоциирующихся с неблагоприятным социальным прогнозом, и ряд  факторов, способствующих адаптации инвалидов с детства. Был проведен сравнительный анализ социального функционирования больных с различной психической патологией с определением степени состоятельности в основных сферах жизнедеятельности.
 

Теоретическая и практическая значимость работы
Полученные в ходе исследования данные способствуют определению прогноза ранней детской инвалидности при различных психических заболеваниях и умственной отсталости и возможной превенции инвалидности взрослого возраста для данного контингента. Определение степени несостоятельности в различных сферах жизнедеятельности позволяет выработать социореабилитационные подходы, способствующие наиболее успешной социально-трудовой адаптации инвалидов детства во взрослом возрасте. Результаты работы облегчают выявление факторов риска наступления ранней инвалидности, а также плохой социально-трудовой адаптации по достижении совершеннолетия.
 

Методология и методы исследования
Настоящее исследование, посвященное проблеме ранней инвалидности вследствие психических расстройств, выполнено в период с 2009 по 2011 гг. в отделе по изучению проблем подростковой психиатрии (руководитель – проф. Н.А. Мазаева) ФГБУ «НЦПЗ» РАМН (директор – акад. РАМН, проф. А.С. Тиганов).
 Из общего количества наблюдавшихся в ПНД № 21 г. Москвы детей 1990-1992 года рождения (544 человек) была  сформирована выборка из 86 больных (58 м., 28 ж.) на основании следующих критериев включения: наличие инвалидности детства по психическому заболеванию или умственной отсталости; получение  инвалидности в возрасте до 16 лет; 1990-1992 года рождения обследованных; наличие родственников или законных представителей, давших согласие на обследование ребёнка/подростка и способных предоставить полные анамнестические сведения о его развитии, обучении, динамике проявлений заболевания. Критерием исключения была длительность катамнеза менее 2,5 лет.
В соответствии с целями и задачами исследования применялись клинико-психопатологический, клинико-катамнестический, экспериментально-психологический и статистический методы. Для более точной оценки степени социальной несостоятельности была использована «Шкала навыков, необходимых для социальной адаптации» по D.Norris и P.Williams [1975], заполненная родственниками пациентов. Кроме того, использовалась «Карта регистрации навыков и умений пациента подростково-юношеского возраста», составленная автором в рабочих целях на основе предложенной ВОЗ «Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья. Детско-подростковая версия. 2007» (ICP-СУ) и позволяющая оценить степень несостоятельности в отдельных сферах.
Статистическая обработка данных, полученных в ходе исследования, осуществлялась на персональном компьютере методами базовой статистики. Использовались статистические функции программы EXEL, результаты обработки выводились в виде таблиц, рисунков.
 

Положения, выносимые на защиту
1.  Прогноз ранней детской инвалидности можно считать неблагоприятным, так как большинство инвалидов с детства по достижении совершеннолетия остаются нетрудоспособны.
2. На адаптацию инвалидов с детства по достижении совершеннолетия помимо тяжести психического заболевания в различной степени влияют медико-биологические, семейно-средовые и медико-организационные  факторы.
3. Одни и те же факторы при различных психических заболеваниях могут как усугублять социальную несостоятельность инвалидов с детства, так и оказывать протективное действие.
 

Степень достоверности и апробация проведенных исследований
Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и практических рекомендаций обеспечивается репрезентативностью исследованной выборки, использованием клинико-психопатологического и клинико-катамнестического методов, соответствующих целям исследования, а также дополнительных тестовых методик для оценки степени социально-трудовой дезадаптации.
Основные положения диссертации представлены на научной конференции «Ковалевские чтения» (декабрь 2012). В завершенном виде диссертация обсуждена и рекомендована к защите на межотделенческой конференции ФГБУ «Научный Центр Психического Здоровья» РАМН 1 апреля 2013 года.
 

Внедрение в практику
Результаты исследования внедрены в повседневную практику   филиала ГКУЗ ПКБ № 13 «Психоневрологический диспансер №11» г. Москвы (гл. врач А.Ю. Исраелян) и амбулаторного отделения интенсивного оказания психиатрической помощи подросткам ГКУЗ ПКБ № 15 (гл. врач А.С. Кононец).
 

Публикации результатов исследования
По материалам диссертации опубликовано 6 научных работ, из них 3 статьи - в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ. Основные положения диссертации представлены на научной конференции «Ковалевские чтения» (декабрь 2012).
 

Объем и структура работы
Диссертация изложена на 173 странице машинописного текста (основной текст 147 страниц) и состоит из введения, шести глав, заключения, списка литературы и приложения. Библиографический указатель содержит 129 наименований (из них отечественных – 91, иностранных – 38). Диссертация иллюстрирована 15 клиническими историями болезни, 7 таблицами, 6 рисунками.

 



РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


Психические расстройства, ставшие причиной инвалидности в детстве, были объединены в более крупные, сходные по этиологии, генезу, проявлениям, симптоматике, нозологические группы:
- шизофрения и расстройства шизофренического спектра (шизотипические р-ва, шизоаффективные психозы), далее – РШС;
- умственная отсталость различных степеней, далее – УО;
-  психические расстройства вследствие эпилепсии (астенические (F06.622), неврозоподобные (F06.822), расстройства личности (F07.822);
- органические расстройства личности и поведения различного генеза.
Нозологическое распределение обследованных пациентов было следующим: РШС – 41%; УО – 40%; психические расстройства вследствие эпилепсии – 11%; органические расстройства личности и поведения – 8%.
Было выявлено, что чаще всего инвалидизируются пациенты, наблюдающиеся по поводу тяжелой степени умственной отсталости и расстройств личности при эпилепсии (инвалидность детства получили все больные, наблюдавшиеся в ПНД с этим диагнозом); реже всего – пациенты, страдающие легкой умственной отсталостью (11% больных) и органическими расстройствами личности (5,8%).
В большинстве отечественных исследований группа  инвалидности является основным критерием степени социальной дезадаптации инвалидов с детства во взрослом возрасте, опираясь на который, можно выделить наименее адаптированный контингент.
Так, наибольший процент инвалидов I группы отмечался среди пациентов, наблюдавшихся по поводу деменции вследствие эпилепсии, чуть менее высокие показатели наблюдались среди больных с диагнозом «шизофрения, детский тип» и «эмоционально-лабильное расстройство вследствие эпилепсии». Отказ от оформления инвалидности взрослого возраста чаще всего встречался среди инвалидов детства, страдающих шизотипическим расстройством, параноидной шизофренией и органическим расстройством личности и поведения, что нельзя считать общей тенденцией, учитывая малое количество больных в группах. Распределение инвалидов детства в соответствии с полученной во взрослом возрасте группой инвалидности представлено в таблице 1.
Таблица 1. Распределение обследованных больных с различными психическими заболеваниями по группам инвалидности.
 


При более детальной оценке тяжести психического состояния и владения навыками, необходимыми для социальной адаптации выяснилось, что наличие или отсутствие группы инвалидности не всегда отражает реальную степень дезадаптации пациента. Так, ряд больных, получивших II группу инвалидности, были полностью беспомощны в быту и требовали постоянного присутствия взрослого, то есть по тяжести состояния приближались к инвалидам I группы. В то же время отказ от оформления инвалидности взрослого возраста не всегда свидетельствовал об успешной адаптации. Из 9 пациентов, отказавшихся от инвалидности, 3 продолжали оставаться на иждивении родителей, их отказ был связан с мотивационной несостоятельностью. Остальные 6 были успешно адаптированы в быту и на момент катамнестического обследования продолжали обучение в ВУЗе или колледже. Таким образом, говорить об их трудовой адаптации представлялось преждевременным.
Более объективными, чем группа инвалидности, показателями можно считать реальную занятость пациентов и наличие оплачиваемой работы, используемые также в большинстве зарубежных исследований. Занятость пациентов представлена в таблице 2.
Оба работающих пациента наблюдались с диагнозом УО легкой степени без нарушений поведения, а сопутствующие церебрастенический синдром и соматическая отягощенность незначительно снижали их социальное функционирование.  

Таблица 2. Характеристика занятости обследованных больных на момент катамнеза.
 


Распределение пациентов в соответствии с занятостью и полученной группой инвалидности оказалось недостаточным для вынесения суждения о степени их социальной несостоятельности, так как больные, относящиеся формально к одной категории (например, неработающие инвалиды II группы), демонстрировали при этом разный уровень социальной дезадаптации. Некоторые из них были полностью беспомощны в быту, в то время как другие могли обслуживать себя и помогать близким в ведении хозяйства.
 С целью дополнительного ранжирования была использована «Шкала навыков, необходимых для социальной адаптации» по D.Norris и P.Williams [1975].  Для каждой группы расстройств был определен средний балл по «Шкале навыков, необходимых для социальной адаптации». Результаты представлены на рисунке 1.
  


 
Рисунок 1. Социальная адаптация инвалидов вследствие психических расстройств. По вертикали – средний балл по «Шкале навыков, необходимых для социальной адаптации».
Ведущее значение для адаптации пациентов с легкой УО имела степень умственного недоразвития: коэффициент интеллекта успешно трудоустроившихся пациентов составлял выше 65 по методике Векслера.  Большое значение имели правильно выбранный профиль обучения (коррекционная школа) и семейная установка на труд.
Для пациентов с умеренной и тяжелой УО степень умственного недоразвития не играла решающей роли: нередко пациенты с одинаковым уровнем интеллекта демонстрировали разные возможности социальной адаптации. Более значимыми для этого контингента была тяжесть сопутствующих соматических расстройств и правильно выбранный профиль обучения. Наиболее адаптированными оказались пациенты, обучавшиеся в коррекционной школе и проживающие дома, менее адаптированными – воспитанники интернатов, самыми дезадаптированными – выпускники частных школ. Наличие высшего образования у родителей детей-инвалидов по УО также ассоциировалось с худшим прогнозом, так как в данном случае акцент делался не на овладение навыками труда, а на приобретение академических знаний, которые все равно не могли быть усвоены ребенком. По этой же причине положительное значение для данного контингента имела общая длительность госпитализаций, особенно в речевое отделение, где ребенку обеспечивались регулярные занятия с логопедом и дефектологом. При оценке корреляционных взаимосвязей показателей социальной адаптации (средний балл по ШННСА) и параметров госпитализации  с использованием коэффициента корреляции Пирсона была получена значимая положительная корреляция среднего балла по ШННСА как с общей длительностью госпитализаций (коэффициент корреляции 0,69, р<0,05), так и с количеством госпитализаций (коэффициент корреляции 0,66, р<0,05) у пациентов с умственной отсталостью различных степеней.
Для последующей адаптации больных расстройствами шизофренического спектра большее значение имели возраст к началу заболевания и его злокачественность. Проведённый в катамнестическом периоде анализ клинического состояния и социальной приспособленности больных детской шизофренией показал, что наибольшее негативное влияние на адаптационные возможности больных оказывала сохраняющаяся активность эндогенного  процесса. Среди дезадаптированных  было 70% больных с признаками прогредиентной динамики эндогенного процесса (10 из 14 чел.); среди частично адаптированных таких оказалось только 42% (10 из 24), среди адаптированных – 15% (3 из 20 чел.). Существенную роль играли особенности определявшей клиническую картину психопатологической симптоматики: у грубо дезадаптированных больных преобладали кататоно-гебефренные расстройства, у остальных – неврозо- и психопатоподобные, а также остаточные бредовые расстройства.
Большее значение для больных с РШС, особенно в группе больных с диагнозом «Шизофрения. Детский тип», имели медико-биологические факторы (патология беременности и родов у матерей обследованных, росто-весовые соотношения при рождении, моторное развитие в возрасте до 2 лет). Значимая отрицательная корреляция задержки моторного развития пациентов и их социальной адаптации, оцененной по ШННСА (коэффициент корреляции Пирсона – 0,74, р<0,05) отмечалась у инвалидов, страдающих детским типом шизофрении.
Семейно-средовые и медико-организационные факторы оказывали меньшее влияние на адаптацию больных шизофренией по сравнению с инвалидами вследствие УО. В целом, пациенты с РШС демонстрировали значительный разброс в степени овладения социально-бытовыми навыками: по результатам тестовых методик пациенты, страдающие шизотипическим расстройством, занимали первое ранговое место, больные детским типом шизофрении относились к трем наименее адаптированным группам (наряду с тяжелой УО и деменцией вследствие эпилепсии). Инвалиды вследствие параноидной шизофренией занимали промежуточное положение между астеническим расстройством и расстройством личности при эпилепсии.
Для больных, имевших инвалидность детства в связи с органическим расстройством, были характерны достаточно высокое овладение бытовыми навыками и незначительный разброс по результатам тестовых методик; среди них не было ни одного грубо дезадаптированного пациента. В то же время, обращает на себя внимание, что хотя все инвалиды вследствие органических расстройств  получили среднее образование, ни один не смог трудоустроиться, что вероятно свидетельствует о несоответствии профиля образования реальным возможностям этих пациентов и недостаточном медико-реабилитационном сопровождении данного контингента.
Дополнительно для более точного определения степени состоятельности в основных сферах жизнедеятельности использовалась «Карта регистрации навыков и умений пациента подростково-юношеского возраста», составленная нами в рабочих целях на основе предложенной ВОЗ «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Детско-подростковая версия, 2007» (ICF-CY) рубрики «Активность и участие».
Согласно этой методике, больные шизофренией обнаруживали наибольшую несостоятельность в сферах: «общение» (преимущественно нарушенными оказались невербальное общение, сложные техники общения). Навыками из разделов «самообслуживание» и «бытовая жизнь» пациенты хотя и владели, но фактически реализовывали их редко, после стимуляции, напоминания. Умеренные и тяжёлые затруднения больные испытывали в овладении навыками, включенными в раздел «Межличностное взаимодействие и отношения в микросоциуме». Характерной была диссоциация в использовании простых и сложных навыков в повседневной жизни (выполнялись сложные, и не усваивались простые). Овладение основными навыками больными шизофренией представлено на рисунке 2.
 


Рисунок 2.  Овладение основными социальными навыками больными шизофренией (в средних баллах по «Карте регистрации навыков и умений пациента подростково-юношеского возраста»).
Овладение  основными социальными навыками пациентами с различными степенями умственной отсталости представлено на рисунке 3. Наиболее пострадали познавательные навыки, способность к планированию и контролю повседневной деятельности, межличностные взаимодействия.
У инвалидов вследствие органических расстройств наибольшие затруднения наблюдались в сферах «Межличностное взаимодействие и общение» и «Успешность в главных сферах жизни». Овладение основными социальными навыками этими больными представлено на рис. 4.
 


 Рисунок 3. Овладение основными социальными навыками больными с разными степенями УО
(в средних баллах по «Карте регистрации навыков и умений пациента подростково-юношеского возраста»)
В ходе исследования было выявлено, что только 34,9% обследованных получили инвалидность без значительного запаздывания (в течение года после наступления выраженной социальной дезадаптации), реже всего инвалидность оформлялась своевременно больным с расстройствами шизофренического спектра (21,0%). Самой частой причиной несвоевременного оформления инвалидности явилось позднее обращение к психиатру (21 случай – 24,4%). В 11 случаях (12,8%) причиной была неправильная диагностика; у больного длительное время диагносцировалось расстройство, не дающее права на инвалидность. В 17 случаях (19,7%), несмотря на правильно поставленный диагноз, врач не предлагал родителям оформить ребенку инвалидность, а родители были не осведомлены, что имеют на это право. Родители 5 пациентов (5,8%) длительное время отказывались от предложенной инвалидности, выражая несогласие с диагнозом, а в 2 случаях (2,3%) родители поднимали вопрос об инвалидности, но им было отказано в направлении в Бюро медико-социальной экспертизы.
 


Рисунок 4. Овладение основными социальными навыками больными с органическими расстройствами (в средних баллах по «Карте регистрации навыков и умений пациента подростково-юношеского возраста»).

Своевременное установление диагноза было чрезвычайно важно не только для оформления инвалидности, но и для выбора правильного профиля обучения. Вследствие недооценки тяжести умственного недоразвития при УО или постановки более легкого диагноза в «реабилитационных целях» эти пациенты зачастую избегали системы коррекционного образования, что только ухудшало их социальную адаптацию. В большинстве случаев степень УО в детском возрасте выставлялась по общему клиническому впечатлению, а коэффициент интеллекта определялся только по достижении совершеннолетия. Представляется целесообразным более точная диагностика степени умственной отсталости с использованием тестовых методик уже в детском возрасте. В группе больных с расстройствами шизофренического спектра своевременное установление точного диагноза было важно для  начала адекватной медикаментозной терапии. Характерной проблемой образования этих пациентов был перевод на надомную форму обучения, что приводило к их изоляции от сверстников и невозможности развития коммуникативных навыков.
Несмотря на неблагоприятный трудовой прогноз детской инвалидности достижение приемлемого уровня социально-бытовой адаптации было возможно даже у больных умеренной и тяжелой УО. Ведущее значение имели правильно выбранный профиль обучения, тренинг бытовых навыков в школе и дома, правильная позиция семьи, стимулирующая пациента к самостоятельности.  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Результаты диссертационного исследования по теме «Клинико-динамические аспекты ранней инвалидности вследствие психических болезней» позволили сформулировать следующие выводы:
1. Инвалидность детства вследствие психических болезней не является редким феноменом. По данным настоящего исследования ее получили 15,8% всех пациентов, наблюдавшихся в ПНД.
2.  Причиной инвалидности детства в 40,7% случаев послужила шизофрения, в 39,6% случаев – умственная отсталость, в 11,6% случаев – психические расстройства при эпилепсии, в 8,1% случаев – органические расстройства личности и поведения.
3. В катамнестическом периоде распределение по группам инвалидности взрослого возраста бывших инвалидов-детей было представлено следующим образом: I группу получили 16 % обследованных больных; II - 71 %;  III - 2%. Не оформили инвалидность 9 чел. (11%), из них только 6 чел. – по причине успешной социально-трудовой адаптации.
3.1. Предпочтительное оформление II группы инвалидности по достижении взрослого возраста  свидетельствует о выраженных расстройствах адаптации у бывших детей-инвалидов вследствие психических заболеваний.
3.2. Неоформление инвалидности взрослого возраста может быть как обоснованным и свидетельствующим об успешной адаптации, так и формальным вследствие мотивационной несостоятельности пациентов.
4. Полученная во взрослом возрасте группа инвалидности не всегда отражает степень социальной дезадаптации. Наименьшую занятость в периоде совершеннолетия (включая учебную занятость), а также наименьшие баллы по степени адаптации, оценённые при помощи тестовой методики, имели пациенты трёх нозологических групп: "деменция вследствие эпилепсии", "детский тип шизофрении", "умственная отсталость тяжёлая". Следовательно, по данным исследования, данные нозологические группы имеют наибольшие затруднения в адаптации во взрослом возрасте.
5. К факторам, не относящимся непосредственного к клиническим характеристикам заболевания, но оказывающим влияние на социальную адаптацию бывших детей-инвалидов относятся: патология беременности и родов у матерей будущих инвалидов; росто-весовые соотношения при рождении; характеристики раннего психо-моторного развития; наличие сопутствующих соматоневрологических расстройств; состав семей пациентов и уровень образования их родителей; параметры госпитализаций. Степень влияния этих факторов  в нозологически различных группах психических расстройств оказалась неодинаковой.
5.1. У пациентов с параноидной шизофренией и шизотипическим расстройством с худшим социальным прогнозом ассоциировались патология почек и ожирение. У инвалидов с диагнозом «Шизофрения. Детский тип» неблагоприятное прогностическое значение имели задержанное раннее моторное развитие пациентов, низкий индекс Кеттле-1, патология беременности и родов у матерей, приводящая к асфиксии плода. Положительное влияние на последующую социальную адаптацию в группе пациентов с расстройствами шизофренического спектра оказывало наличие  у родителей высшего образования.
5.2. У инвалидов вследствие УО наибольшее негативное влияние на степень социальной дезадаптации оказывали выраженность интеллектуального дефекта, задержка раннего моторного развития в анамнезе, а также сопутствующие двигательные нарушения и соматические расстройства. Положительное  прогностическое значение имели правильно выбранный профиль обучения, наличие сибсов в семье, отсутствие высшего образования у родителей. С лучшим социальным прогнозом ассоциировались большее количество и длительность госпитализаций.
5.3. На последующую социальную адаптацию инвалидов с органическими расстройствами существенное отрицательное влияние оказывали сопутствующие эпилептические припадки, особенно с безремиссионным течением. Положительное значение имели своевременное оформление инвалидности, наличие сибсов в семье. 
6. Своевременно инвалидность детства была оформлена 34,89% обследованных больных. Несвоевременное оформление инвалидности отмечалось в 79 % случаев у пациентов с шизофренией; в 62 % случаев у пациентов с УО;  в 38 % случаев у пациентов с органическими заболеваниями; в 55 % случаев у пациентов с психическими расстройствами при эпилепсии.
Анализ причин несвоевременного оформления инвалидности показал, что таковыми являлись: позднее обращение к психиатру (24,42%), запоздалая диагностика инвалидизирующего расстройства (12,79%), неинформированность пациента врачом о возможности оформления инвалидности (19,77%), отказ родителей от оформления инвалидности (5,81%), отказ врача от направления ребенка на МСЭК (2,32%). 
7. Расширенный анализ навыков, формирование которых запаздывает (либо навыки не формируются) по причине психического заболевания, показал, что при шизофрении наиболее страдали коммуникативные навыки, преимущественно невербальное общение и сложные техники общения; при УО - познавательные навыки, способность к планированию и контролю повседневной деятельности, межличностные взаимодействия. При органических расстройствах невысокой оказалась успешность в основных сферах жизнедеятельности и межличностных взаимодействиях.

Практические рекомендации и перспективы дальнейшей разработки темы

1.    Пациентам с задержками развития и УО в старшем дошкольном возрасте показано определение интеллекта с помощью тестовых методик, что способствует правильному выбору образовательного маршрута. Следует учитывать, что выбор надомной формы обучения снижает возможности пациента в плане социализации и является наименее предпочтительным.
2.    Больным с тяжелой и умеренной УО целесообразно оформлять инвалидность детства без повторного переосвидетельствования.
3.    Необходимо проводить разъяснительную работу с родителями о необходимости привития «установки на труд» и тренинга бытовых навыков даже инвалидам с тяжелыми психическими расстройствами
4.    При решении вопроса об оформлении инвалидности может быть использована «Шкала навыков, необходимых для социальной адаптации» для уточнения степени социальной несостоятельности пациентов.
Перспективы дальнейшей разработки темы заключаются в проведении более длительных катамнестических исследований с целью уточнения возможностей трудовой адаптации инвалидов, на момент совершеннолетия продолжающих обучение; определении влияния медико-биологических и социальных факторов на последующую адаптацию пациентов, не являющихся инвалидами детства; дальнейшем изучении динамики и патоморфоза детских психических расстройств.

Список работ, опубликованных по теме диссертации


1.    Андреева, О.О. Динамика детских инвалидизирующих расстройств / О.О. Андреева, О.П. Шмакова // Материалы XV съезда психиатров России. – Москва -  9-12 ноября 2010 г. – С. 167
2.    Андреева,  О.О. Социальная несостоятельность подростков-инвалидов вследствие психической патологии / О.П. Шмакова, О.О. Андреева // Тезисы докладов Межрегиональной научно-практической конференции «Психическое здоровье детей и подростков (клинико-эпидимиологические и биологические аспекты)» - Томск – 27 апреля 2010 г. – С. 173-175
3.    Андреева, О.О. Исходы инвалидизирущих форм детской шизофрении/ О.О. Андреева // Материалы четвертого национального конгресса по социальной психиатрии, посвященного 90-летию ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» - Москва. – 12-14 декабря 2011 г. – С. 63
4.    Андреева, О.О. Катамнез детской шизофрении (клинический и социальный аспекты) / Н.А. Мазаева, О.П. Шмакова, О.О. Андреева// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2012. – Т. 112. - №7. – С. 20 – 27.
5.    Андреева, О.О. Ранняя инвалидность вследствие умственной отсталости / О.О. Андреева // Российский психиатрический журнал. – 2010. - № 3. – С.36 – 42.
6.    Андреева, О.О. Возрастная (детско-подростковая) инвалидность вследствие психических расстройств/ О.О. Андреева, О.П. Шмакова // Психическое здоровье. – 2013. - №1. – С. 85-97.