Развитие современных исследований творчества

Исполнилось 10 лет со дня основания Всесоюзной секции «Психология творчества» при Обществе психологов СССР. В работе секции выделяются два основных этапа. Первоначально, в 1978 г., секция была организована при Московском отделении Общества психологов, а на VI съезде Общества психологов преобразована во всесоюзную. Соответственно совершенствовались содержание и формы работы секции на каждом из указанных этапов.

В первый период происходило формирование актива, привлекались новые члены, проводились исследования и обсуждения по результатам докладов исторического, методологического, экспериментального, прикладного характера. Систематический обзор и анализ этих докладов дан в отчетах о работе секции в первый период ее развития (5, 6, 8).

Фундаментальный анализ проблематики, подходов и перспектив психологии творчества содержится в докладах «Исследования творчества и психология продуктивных процессов» (8). «Когнитивная саморегуляция познания в творческом процессе» (6), «Основные проблемы психологии творчества», «Методологический анализ проблемы возникновения нового знания», «Методологический анализ концептуальных схем психологического изучения творческого мышления» (5). На заседаниях подробно и систематически обсуждались такие (уже ставшие классическими) подходы к психологии творчества, как информационный, структурно-уровневый, стратегиальный, а также новые концептуальные подходы — нормативно-деятельностный и содержательно-смысловой.

Первый подход реализуют исследования информационных процессов художественного творчества и решения творческих задач, проводимые в рамках кибернетической парадигмы и в русле современного когнитивизма. Этому посвящены цикл исследований и доклады «Художественное творчество как реализация интеграционных процессов» (5), «Проблемы реконструкции параметров творческого процесса в сфере искусства» (8), «Опыт информационного анализа иерархии творческого процесса», «Логика формирования представлений и ее роль в решении творческих задач» (5), «Количественная организация художественных текстов: восприятие, управление и контроль на неосознаваемом уровне» (6).

Второй — структурно-уровневый — подход базируется на известной концепции Я. А. Пономарева о центральном звене психологического механизма творчества (4), изложенной в его докладах «Новое прочтение классической проблемы фаз творческого процесса» (8) и «Психологические механизмы группового решения творческих задач» (6). Реализующие этот подход исследования представлены в докладах «Психологический аспект комплексной проблемы изобретательства» (5), «Психологические особенности шахматной игры как разновидности конфронтации» (8) и др.

В рамках третьего — стратегиального — подхода ведется ряд исследований психологической структуры конструирования и программирования как нормативно организованных видов творческой деятельности. Это отражено в докладах «Психологическая структура конструкторского творчества» (6), «Стратегиальный подход к изучению процессов решения задач: современное состояние и практические приложения», «Постановка субъектом задачи перед собой» (8) и др.

Четвертый — нормативно-деятельностный — подход к творчеству инновации связан с разрушением устоявшихся норм, их осознанием и рефлексивной перенормировкой осуществляемой деятельности. Это понимание развито в докладах «Методологический анализ проблемы возникновения нового знания» (5), «О психологическом анализе рефлексивных процессов» (6), «Схематизмы мышления и рефлексии» (8), а также конкретизируется в докладах «Представление о сложной проблеме в сфере системного анализа» (5), «Проблемы диагностики шахматистов» (8) и др.

Согласно пятому — содержательно-смысловому — подходу, процесс творческого мышления представляет собой динамическое развитие предметно-операциональных содержаний, регулируемое их личностно-рефлексивными смыслами. Эта системная концепция уровневой организации и рефлексивной регуляции мышления, а также реализующий ее метод категориально-нормативного анализа задач и содержательно-смыслового, структурно- функционального анализа процесса их дискурсивного решения предложены в докладах «Методологический анализ концептуальных схем психологического изучения творческого мышления» (5), «Системно-психологическая модель организации мышления в проблемном рассуждении» (8), в «Методологический анализ проблемы измерения познавательных процессов» (6). Реализующие эту концепцию исследования представлены в докладах «Взаимодействие интеллектуальных и личностных компонентов мышления при решении творческих задач» (5), «Динамика смысловой регуляции познавательной деятельности в норме и патологии», «Исследование организации продуктивного мышления» (6), «Нарушения смысловой регуляции познавательной деятельности», «Динамика рефлексивно-личностной регуляции мышления», «Проблема эффективности подсказки в решении творческих задач» (8), «Проблема формирования творческого понимания».

Развитие этого подхода позволило перейти от изучения рефлексии как компонента мышления к особой психологической реальности и конструктивно задать предмет психологии рефлексии в докладах «Исследование продуктивности рефлексивного и личностного компонентов мышления методом категориально-нормативного анализа» (5), «Проблема формирования личностно-рефлексивного аспекта творческого мышления» (6), «Роль рефлексии в творческом мышлении» (8). Исследования специфики рефлексивных механизмов мышления представлены в докладах «Личностно-рефлексивный аспект формирования творческого мышления» (8), «Проблема формирования творческого понимания».

Помимо охарактеризованных пяти подходов на секции обсуждались исследования, выполненные в рамках других направлений. Так, были заслушаны доклады «Интеллектуальная активность как фактор творчества», «Познание людьми друг друга в конфликтной деятельности», «Динамика прогнозирования в процессе решения задач и познавательная мотивация», «Учет личностных качеств научных кадров в деятельности руководителя творческого коллектива» (6), «Методологический анализ неевропейских форм художественного творчества» (5), «Продуктивность произвольного и непроизвольного внимания», «Выделение латентных факторов, влияющих на решение задач», «Проблема творческой активности слушателей в системе лекционной пропаганды» и др.

Результаты работы секции первого периода представлены в подготовленной ее членами коллективной монографии (2), изданной в 1983 г. Эти работы вызвали интерес на первом советско-финском симпозиуме по творчеству (9) и нашли отражение в его материалах. В рецензии отмечаются очевидные достоинства сборника, заключающиеся в постановке новых проблем и серьезных попытках исследования рефлексии (1).

После реорганизации секции в 1983 г. во всесоюзную, ее работа на втором этапе осуществляется в более разнообразных формах. Помимо традиционного обсуждения докладов (7) стали проводиться тематические конференции по актуальным и дискуссионным проблемам психологии творчества (10, 13-16), а также координационные совещания как на заседаниях бюро секции, так и в рамках различных конференций (3, И, 12 и др.).

Обсуждение докладов на заседаниях секции во второй период ее работы проводилось по пяти темам (7). По методологии творчества (7) охарактеризованы наиболее актуальные направления современных исследований творчества (см. также (4), где представлено развитие этих идей). По рефлексии и творчеству (7) прочитаны доклады «Системное изучение рефлексии в творчестве и общении», «Рефлексия и осознание», «Взаимоотношение процессов рефлексии и понимания па материале диалогических текстов (Платон, Достоевский, Лакатос)", «Проблемы структурного анализа принципа целостности в психологии мышления и рефлексии».

Художественному и техническому творчеству (7) посвящены доклады «Психологические аспекты инвариантности авторского стиля», «Проблемы структуры художественного мышления», «Структура процесса технического мышления и творчества», «Спортивная деятельность и творческое мышление шахматистов» и «Творческие особенности мышления шахматистов».

По общению и творчеству (7) представлены исследования, проведенные методом содержательно-смыслового анализа и отраженные в докладах, посвященных рефлексивным механизмам группового, диалогического мыслительного поиска, а также приемам его активизации через организацию общения и стимуляцию рефлексии в решении творческих задач. Педагогика творчества (7) освещена в докладах «Творчество и общение (по мотивам произведений А-С. Макаренко)", «Креативность — интегральное свойство личности и его диагностика», «Типы ориентировки и уровни активности личности в познавательной деятельности», «Роль коллективных взаимодействий взрослого и детей при формировании понятий», «Диагностика с помощью ЭВМ возрастных особенностей творческого мышления в решении практических задач». Главной формой работы секции во втором периоде ее развития стала организация трех конференций по новым актуальным и дискуссионным проблемам (13-16). На первой обсуждалась проблематика психологического изучения рефлексии и творчества (13). Эта конференция была организована секцией и проводилась совместно с Советом молодых ученых факультета психологии МГУ (15) под руководством П. Я. Гальперина, ЯА. Пономарева, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова. Дискутировались проблемы по пяти темам: рефлексивные механизмы творчества, генетические аспекты изучения рефлексии, об изучении рефлексии в общении и коллективной деятельности, проблемы рефлексии в контексте исследования личности, изучение рефлексии в процессах управления (13).

Вторая конференция была посвящена современным проблемам психологии творчества, рефлексии и проектирования. Она проведена в 1984 г. совместно с Союзом архитекторов и ЦНИИ проектом Госстроя СССР.

На секции «Проблемы архитектурного, художественного и технического творчества» (14) обсуждались такие вопросы: психология проектировочного и архитектурного творчества; проблемы исследования роли восприятия в художественном творчестве: психологические аспекты конструкторской деятельности и технического творчества; обучение проектированию и техническому творчеству.

На секции «Интеллектуальные, личностные и коммуникативные аспекты творчества» (13) обсуждались: активность личности в творческом процессе; механизмы творческого мышления; особенности коммуникации в контексте обучения коллективному творчеству.

На секции «Проблемы психологии рефлексии» (13) были рассмотрены: методологические проблемы психологии рефлексии; проблемы изучения развития рефлексии; вопросы исследования рефлексивных механизмов дискурсивного мышления.

На специальном заседании конференции проводилось обсуждение книги Я.А. Пономарева «Методологическое введение в психологию» и коллективной монографии (2), опубликованных в 1983 г. Выступавшие отметили большой вклад этих работ в психологическую науку, в разработку средств ее внедрения в практику (13).

На третьей конференции, проходившей в 1985 г. в Башкирском государственном педагогическом институте, обсуждались актуальные проблемы соотношения творческого мышления и учебной деятельности (16). Одна из таких проблем, вызвавших интерес и дискуссию, — роль рефлексии в развитии творческого мышления (10). Она обсуждалась на секции «Проблемы рефлексии и творческого мышления» (16).

Психологические аспекты рефлексии и творчества дискутировались также на трех других конференциях, посвященных изучению проблематики рефлексии в современной науке и практике (3, 11, 12) и развития интеллектуальных инноваций в условиях ускорения научно-технического прогресса. На первой, в 1984 г., была организована секция «Психология рефлексивных процессов» (12), на второй, в 1986 г., секция «Психологические модели исследования и модели механизмов рефлексии», на третьей, в 1986 г., проведена секция «Психологические проблемы и методы освоения интеллектуальных систем».

В рамках состоявшегося в 1986 г. в г. Костроме Всесоюзного симпозиума по социальной психологии проведено очередное координационное совещание секции психологии творчества и заседание «круглого стола» по социально-психологических! проблемам изучения рефлексии и творчества в условиях ускорения научно-технического прогресса, в частности осуществления реформы высшей и средней школы. Обсуждены доклады «Формы рефлексии и творчества в учебно-воспитательном процессе», «Социально-психологические и психолого-педагогические проблемы изучения роли рефлексии как формы исследовательской активности в групповом творчестве», «Социально-психологические особенности творческой активности личности инженеров», «Методологические проблемы социально-психологической организации изучения умственного развития в школах в условиях молодежно-жилищных комплексов», «Социально-педагогическая функция рефлексии в преодолении эксквизитных ситуаций», «Уровни творческого процесса, «Общение, рефлексия, творческая деятельность», «Инновационно-критическая роль рефлексии в умственно л развитии учащихся в условиях школьною научного общества» и др.

Итак, пройден десятилетний путь. Один из эффективных резервов активизации человеческого фактора — развитие творчества во всех сферах общественной практики: в производстве, технике, науке, образовании, управлении. Изучение возникающих в связи с этим проблем — исследования условий и форм организации группового решения творческих проблем, отбора и подготовки творческих кадров, диагностики способностей и творческого потенциала работников, формирования творческих коллективов, управления творческой деятельностью — составляет дальнейшую перспективу работы секции в предстоящий период и выдвигает требования к конструктивности ее вклада в разработку психологических факторов ускорения научно-технического прогресса.

1. Аврукин В. М., Тургунова Б. Д. Новые исследования психологии творчества//Вопр. психологии. 1985. No 3. С. 178-179.

2. Исследование проблем психологии творчества. М-, 1983. 336 с.

3. Огурцов А. П. Рефлексия в науке и обучении//Вопр. философии. 1986. No 2. С.160-162.

4. Пономарев Я. А, Состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества//Психол. журн. 1986. Т.7. No 2. С.3-12.

5. Пономарев Я. А., Алексеев Н. Г., Семенов И. Н. Исследования проблем психологии творчества//Вопр. психологии. 1979. No 3. С.182-186.

6. Пономарев Я. А., Алексеев Н. Г., Семенов И. Н. Психологические исследования творчества//Психол. журн. 1982. Т. З. No 3. С.153-160.

7. Пономарев Я. А., Алексеев Н. Г., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Современные вопросы изучения творчества/Д1сихол. журн. 1985. Т.6. No 5 С.147-150.

8. Пономарев Я. А., Семенов И. Н., Алексеев Н. Г. Актуальные проблемы психологии творчества//Вопр. психологии. 1982. No 5. С.161-166.

9. Пономарев Я. А., Семенов И. Н., Елисеев В. А. Психология творчества: проблемы и исследования//Вопр. психологии. 1983. No 1. С.167-170.

10. Пономарев Я. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в развитии творческого мышления//Психол. журн. 1986. Т.7. No 6. С.158-159.

11. Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Новосибирск, 1986.

12. Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1984. 270 с.

13. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества//Вопр. психологии. 1983. No 5. С. 162-164.

14. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Современные проблемы психологии творчества, рефлексии и проектирования//Вопр. психологии. 1984 No 5. С.169-170.

15. Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Современные вопросы психологического исследования рефлексии//Вестн. МГУ. Сер.14 «Психология». 1983. No 4. С.59-60.

16. Учебная деятельность и творческое мышление. Уфа — М., 1985. Ч. 1 194 с. 4.2. 181 с.

Психологический журнал Том 9, No 3, 1988, с.150-154